В романе «Глазами клоуна» Белля ничего не происходит, а просто спивающийся клоун, страдающий от несчастной любви, сидит в своей квартире после проваленных гастролей и рассуждает о природе моногамии.
Главными врагами клоуна выступают католики и добропорядочные христианские демократы, вещающие о нравственном выборе Германии на благотворительных вечеринках. Один из этих единоросов в конечном счете уводит у клоуна жену.
И вот он сидит на полу у стены и вспоминает, каким движением она открывает тюбик с зубной пастой, и так страниц триста. Развязка в том, что клоун планирует доковылять до железнодорожной станции и петь там грустные песни, прося подаяния, в надежде, что однажды мимо пройдет жена.
И вот я думаю: не является ли поведение старика клоуна по нынешним временам абьюзивным?
Современные ответственные люди не должны задалбывать друг друга своей назойливостью, но, напротив, действовать в рамках контрактных отношений, где совместная жизнь рассматривается в качестве разновидности акта жилищного найма, без сентиментов.
Угроза петь грустные песни – и вовсе типичная манипуляция.
Тем более не существует никакой «моногамии», это выдумка средневековых сексистов-трубадуров.